ПОИСК ПО САЙТУ:
РУБРИКИ
-
АРХИВ ЗАПИСЕЙ
Октябрь 2016 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Подписаться на RSS:
Мама на кухне.РУ
Как будет ласково слива
Сад. Фрукты
Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, персик, абрикос, слива, хурма, банан, пальма, мякоть, семена, плод, косточка, кожура, корка, яблоня, дерево, ветка, сад, садовник, дерево, листья, плод, фрукты, урожай, витамины, полив, компот, джем, варенье, сок;
прилагательных: фруктовый, красный, зеленый, желтый, спелый, вкусный, сладкий, кислый, сочный, созревший, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, зрелый незрелый, червивый, легкий, тяжелый, свежий, крупный, мелкий, шероховатый, красивый, вкусный, сахарный, нежный, гладкий, шершавый, мягкий, твердый, душистый, ароматный;
глаголов: сажать, расти, поливать, ухаживать, зреть, собирать, заготавливать, варить, консервировать, выжимать, сушить, поспевать, мыть, резать, вынимать, окапывать; наречий: высоко, низко, вкусно, невкусно, полезно, вредно.
Употребление местоимений «мой», «моя», «мое» с существительным (мое яблоко, моя слива)
«Один — много» (детям 4—8 лет). До 5 лет вариант игры укорочен (без слова много).
Яблоко — яблоки — яблок
груша — груши — груш
слива — сливы — слив
персик — персики — персиков
абрикос — абрикосы — абрикосов
хурма — хурма — много хурмы
вишня — вишни — много вишни (несколько вишен)
апельсин — апельсины — апельсинов
лимон — лимоны — лимонов
фрукт — фрукты — фруктов
сад — сады — садов
косточка — косточки — косточек
дерево — деревья — деревьев
ветка — ветки — веток
пальма — пальмы — пальм
семя (семечко) — семена — много семян
сок — соки — много соков, много сока
«Назови ласково» (детям от 4 лет)
Яблоко — яблочко — яблочки
груша — грушка — грушки
лимон — лимончик — лимончики
апельсин — апельсинчик — апельсинчики
мандарин — мандаринчик — мандаринчики
абрикос — абрикосик — абрикосики
вишня — вишенка — вишенки
банан — бананчик — бананчики
дерево — деревце — деревца
сад — садик — садики
ветка — веточка — веточки
Образование относительных прилагательных «Назови, какое дерево?» (детям 6—8 лет)
Дерево с яблоками — яблоневое — яблоня
... грушами — грушевое — груша
... сливами — сливовое — слива
... персиками — персиковое — персик
... абрикосами — абрикосовое — абрикос;
Образование относительных прилагательных «Назови, какой сок?»
(детям от 5 лет)
Сок из яблок — яблочный
... груш — грушевый
... слив — сливовый
... вишни — вишневый
... лимонов — лимонный
... абрикосов — абрикосовый
... апельсинов — апельсиновый
... персиков — персиковый
... фруктов — фруктовый
... мандаринов — мандариновый
Игра «Посчитай» (детям от 5 лет)
Учим согласовывать названия овощей с числительными.
Одно яблоко — два яблока — пять яблок
одна груша — две груши — пять груш
один банан — два банана — пять бананов и т.д.
«Посчитай фрукты» (детям 6—8 лет)
одно красное яблоко — два красных яблока — пять красных яблок
одна зеленая груша — две зеленые груши — пять зеленых груш
один желтый банан — два желтых банана — пять желтых бананов.
Игра «Угадай» (детям от 5 лет)
Тренируем в узнавании фрукта по его части.
Долька (чего?) мандарина, апельсина...
Косточка (чего?) вишни, сливы, яблока, груши...
Гроздь (чего?) винограда
Кожура (чего?) яблока, груши, апельсина...
Игра «Красивые слова» (детям от 5 лет)
Упражняем в подборе прилагательных.
Яблоко (какое?) (вкусное, сладкое, душистое, нежное, сочное, наливное, Румяное, красное, желтое, золотистое, полосатое, спелое, мягкое, твердое, (не) большое, маленькое...)
Яблоки (какие?) (крупные, сушеные, печеные, летние, осенние, зимние, поздние, южные, антоновские...)
Груша (какая?) (сладкая, вкусная, ароматная, душистая, сочная, мягкая, твердая, желтая, зеленая, зелено-коричневая...)
Игра «Отгадай фрукт по описанию»
1. Желтый, кислый, овальный, спелый, душистый, растет на дереве. (Лимон.)
2. Круглое, сочное, сладкое, красное, спелое, твердое, вкусное, румяное. (Яблоко.)
Работа продолжается по подбору эпитетов с другими фруктами.
Игра «Что лишнее?»
Учим выделять общий признак в словах, развиваем умение обобщать.
Груша, яблоко, помидор, персик (помидор)
Гранат, апельсин, банан, яблоко (банан)
Капуста, тыква, киви, кабачок (киви)
Абрикос, лимон, банан, персик (лимон)
Игра «Да и нет»
Если ребенок согласен, то он должен сказать «да», если не согласен — «нет».
На огороде растут: картошка, капуста, яблоки, груши, свекла, морковь.
В огороде сажают: морковь, огурцы, яблоки, петрушку, сливы.
В саду растут: груши, малина, кабачки, картофель, булки, яблоки, смородина.
«Скажи наоборот»
Персик большой, а абрикос............... маленький;
у яблока семечек много, а у сливы ..................одна косточка;
апельсин круглый, а банан ....................длинный;
лимон кислый, а персик ................сладкий;
апельсин больше, а мандарин.................. меньше
Игра «Доскажи словечко»
Развиваем чувство ритма. Хорошо если слово-отгадку ребенок нарисует или слепит.
Важен он, как господин,
Этот сочный... (апельсин).
Кислый — очень кислый он!
В чай к нам просится... (лимон).
Вот, на дереве красивом
Синим цветом манят... (сливы).
Пальчиковая гимнастика
На базар ходили мы
(соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга).
На базар ходили мы, мизинцы
Много груш там и хурмы, безымянные
Есть лимоны, апельсины, средние
Дыни, сливы, мандарины, указательные
Но купили мы арбуз — большие
Это самый вкусный груз! пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх
Фрукты
Как у нашей Зины
Фрукты есть в корзине: Дети делают ладошки «корзинкой».
Яблоки и груши,
Чтоб ребята кушали,
Персики и сливы -
До чего красивы!
Посмотрите на ранет! Сгибают пальчики, начиная с мизинца.
Вкуснее наших фруктов нет! Гладят живот.
Фруктовая ладошка
Этот пальчик - апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик - слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик - абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик - груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик - ананас, Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.
Фрукт для вас и для нас. Показывают ладошками вокруг и на себя.
Зарядка
Руки поднимаем, яблоки срываем. Дети повторяют движения.
Руки опускаем. В корзину собираем. Дети садятся.
Руки поднимаем и в корзину убираем.
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять, Дети повторяют движения.
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
Считалки
Над горою солнце встало,
С неба яблоко упало,
По лазоревым лугам
Покатилось прямо к нам!
Покатилось, покатилось,
В речку с мостика свалилось.
Кто увидел — не дремли,
Поскорей его лови!
Кто поймал, тот молодец, —
Ведь считалочке конец!
Стихотворения для заучивания и автоматизации поставленных звуков:
Абрикос
Абрикос, абрикос,
Ты на знойном юге рос.
Тебя солнышко ласкало –
Соки сладкие вливало,
Ветерок тебя трепал –
Аромат плодам давал.
Умывали тебя росы,
Проносились мимо грозы.
Вот и вырос абрикос –
Цвет нежнее, чем у роз,
С твёрдой косточкою гладкой,
Ароматный, вкусный, сладкий!
Рыжий, спелый абрикос
Рыжий, спелый абрикос
Нам с собой сюрприз принес,
У него внутри есть кость,
Если взять и расколоть,
То тогда найдем ядро,
Очень вкусно и хитро,
Как шкатулочка чудес –
Кушай с ядрышом и без!
автор: О. Шалимова
Душистая сладкая дыня
Душистая сладкая дыня
Ломтями лежит на столе.
Вот ломтик для маленькой Дины,
А этот достанется мне.
От корочки мякоть отходит,
Янтарного сока полна.
Глаз с дыни и киска не сводит,
Но любит ли дыню она?
Я ей ароматный кусочек
Отрезал и предложил,
Но пробовать Мурка не хочет,
И дольку я в рот положил.
автор: Т. Штаб
Дынюшка
На припёке в огороде
Чудо дивное природы –
Серо-жёлтая на вид
Дыня-дынюшка лежит!
А над ней - оса кружится,
На неё - пчела садится:
У всего, что здесь жужжит,
Пробудился аппетит.
А коль так - она созрела...
Значит, ты берись за дело!
Поскорей её снимай,
На кусочки разрезай...
Все вокруг: и стар, и млад –
Поспешат на аромат!
Я от счастья просто млею –
Ем... Но капельку жалею,
Что ужасно тесен рот,
И совсем уж мал живот!
Принесли мне ананас
Помню я, как в первый раз
Принесли мне ананас.
Было настроение
У меня весеннее.
Стали все меня просить
Хоть кусочек откусить.
Он колючий – не хочу.
Отойдите. Закричу.
Вот прошёл всего часок,
И остался лишь кусок.
Я попробовать решила.
Ну, ребята, что тут было.
Стало мне обидно очень,
В День Рожденья, между прочим!
Что такую вкусноту
Расхватали на лету.
Четко поняла тогда,
Что хотя бы иногда,
Маму нужно слушать,
Что велели – кушать.
автор: Н. Губская
Поспевай же, ананас
Ананас растет на грядке –
Это знают все ребятки;
Соком наливается,
Чтобы нам понравиться,
И мечтает поскорей
Стать полезным для людей.
Поспевай же, ананас, –
Наслаждение для нас!
Лимончик желтые бока
Лимончик желтые бока
На солнышке согрел,
Он теплый и живой в руках
И очень-очень спел!
Его нарежем мы сейчас,
Добавим сахарок —
И будет лакомство для нас
На целый вечерок!
Апельсин как солнце светит
Апельсин как солнце светит,
Он на блюдечке лежит!
Он о море и о лете,
Всем ребятам говорит!
Ешьте дети апельсин,
Это солнца витамин!
Он лучист и ароматен,
И на вкус весьма приятен!
Апельсина сок хорош,
Когда жарко, его пьёшь!
Бодрость получаешь,
Пьёшь и отдыхаешь!
автор: Д. Ливнев
Как меняется слива
Модница - слива,
пока созревала,
платье за платьем
так и меняла.
Было зеленое
платье атласное, -
нет, не понравилось:
выбрала красное.
Вот надоело также и это, -
платье надела синего цвета.
А синее платье
сменить не успела:
пришла наша Катя
да сливу и съела.
автор: Е. Серова
* * *
Самый главный сладкий плод
В нашем садике растёт.
Он янтарный и душистый,
Кисло–сладкий, золотистый.
Крупный, круглый и хрустящий,
Королевич настоящий!
Есть с румяненьким бочком,
И с весёлым червячком.
Наша яблоня на диво
Много яблок подарила:
Очень сладких, ароматных,
И на вкус таких приятных.
автор: Т. Лаврова
Яблочко румяное, налитое соком
Яблочко румяное, налитое соком,
Забралось на дерево высокО-высОко.
Прилетел издалека непоседа ветер.
Яблочко красивое сразу он заметил.
Сильно ветку раскачал: может, разобьется.
А оно лежит в траве - весело смеется.
автор: Л. Ищенко
Занятие «Фрукты», ФГОС
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Алёнка»
Никифоровского района Тамбовской области
Фрукты
Конспект занятия в старшей группе по лексической теме
подготовила
учитель - логопед
Давыдова Елена Юрьевна
р.п. Дмитриевка
2017 г.
Задачи:
расширение и активизация словаря.
Образовывать множественное число существительных.
Учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксам.
Учить согласовывать существительные с прилагательными.
Учить образовывать относительные прилагательные.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать мелкую моторику.
Оборудование: картинки с изображением фруктов, разрезные картинки фруктов
1. Ход занятия
Логопед: Сейчас я загадаю вам загадки.
Жарким солнышком согрет,
В шкурку, как в броню, одет.
Удивит собою нас
Толстокожий... (ананас)
Кто-то там, в углу садовом,
В скромном платьице лиловом
Прячется в листве пугливо.
Догадались? Это... (слива)
Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала... (груша)
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет.
А на вкус кислейший он.
Как зовут его? (Лимон)
Этот фрукт в рубашке яркой
Любит, чтобы было жарко.
Не растет среди осин
Круглый рыжий... (апельсин)
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран.
Высоко растет... (банан)
Круглое, румяное, я расту на ветке;
Любят меня взрослые и маленькие детки.
(Яблоко)
Логопед: Молодцы! Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом назвать то, что вы видите на картинках? (фрукты)
Сегодня мы с вами поговорим о фруктах.
2.Игра «Один — много»
Логопед: Я буду называть один фрукт, а вы много фруктов.
Яблоко – яблоки
Банан – бананы
Апельсин – апельсины
Мандарин – мандарины
Слива – сливы
Арбуз — арбузы
Дыня — дыни
Лимон — лимоны
Груша — груши
3.Игра «Назови, какой сок?»
Сок из яблок — яблочный,
... груш - грушевый
... слив - сливовый,
... вишни - вишневый,
... лимонов - лимонный,
... абрикосов - абрикосовый,
... апельсинов - апельсиновый,
... персиков - персиковый,
мандаринов - мандариновый.
4. Игра «Назови ласково»
Логопед: Я буду называть фрукт, а вы будете называть его ласково.
Апельсин – апельсинчик;
Мандарин – мандаринчик; ;
Банан – бананчик;
Яблоко –яблочко;
Лимон –лимончик;
гранат – гранатик;
абрикос – абрикосик;
виноград – виноградик.
5. «Четвертый лишний»
Логопед: Я буду называть слова, вы будете слушать и называть лишнее слово.
Груша, лук, яблоко, абрикос.
Помидор, груша, свёкла, тыква.
Апельсин, банан, огурец, вишня.
Яблоко, виноград, картошка, слива.
6. Физкультминутка
Будем мы варить компот. маршировать на месте
Фруктов нужно много. показать руками - "много"
Будем яблоки крошить, имитировать: как крошат
Грушу будем мы рубить, рубят,
Отожмем лимонный сок, отжимают,
Слив положим и песок. кладут, насыпают песок
Варим, варим мы компот, повернуться вокруг себя
Угостим честной народ. хлопать в ладоши
7. Игра «Угадай, про какой фрукт я говорю»
Вкусная, полезная, мягкая, зелёная, сладкая, сочная аппетитная. (Груша)
Сочное, сладкое, спелое, твёрдое, красное. (Яблоко)
Вкусный, жёлтый, мягкий, длинный. (Банан)
Вкусная, полезная, мягкая, синяя, овальная, сладкая, сочная, мелкая. (Слива)
Вкусный, оранжевый, круглый, полезный, сочный, крупный. (Апельсин)
8. Игра. «Собери картинки».
Логопед: Соберите картинки и назовите фрукты, которые у вас получились. ( Банан, груша, апельсин, ананас, яблоко).
9. Итог занятия.
Вспомнить, о чём говорили на занятии.
Оценка работы детей.
Информационные ресурсы:
http://www.logolife.ru/logopedy/konspekty-logopedicheskix-zanyatij/konspekt-zanyatiya-po-leksicheskoj-teme-frukty.html
http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/zagadki-schitalki-i-skorogovorki/zagadki-pro-frukty-s-otvetami.html
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/04/14/fizkultminutki
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekty-frontalnyh-zanjatii-po-leksicheskoi-teme-frukty.html
http://miroditeli.com.ua/skachat/razreznye-kartinki/razreznye-kartinki-frukty.ht
http://foto-kartinki.com/kartinky/0750_fruktydlya_detey.php
Деревья. Лес
Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: деревья, клен, тополь, осина, черемуха, липа, дуб, береза, ива, рябина, ель, сосна, вишня, яблоня, слива, груша, лес, бор, роща, чаща, сад, плод, шишка, желудь, сережка, крона, макушка, ствол ветка, сук, корни, кора, листья, иголки, хвоя, лепестки, цветки, почка, толщина, высота, цвет, листопад; прилагательных: хвойные, лиственные, фруктовые, смешанный, сосновый, дубовый, березовая, кленовый, рябиновый, еловый, цветущий, душистый, нарядный, кудрявый, дремучий, густой, багряный, темно-зеленый, желтый, стройная, тонкая, высокая, низкая, колючая, крупные, мелкие, продолговатые, длинные, резные, зубчатые, волнистые, круглые, острые; глаголов: копать, сажать, поливать, расти, цвести, зреть, срывать, падать, осыпаться, лететь, шуршать, шелестеть, желтеть, сохнуть, распускаться, качаться, зеленеть, наклоняться, спиливать, ронять, очищать, ломать, охранять.
Игры и упражнения
«Назови ласково» (детям от 4 лет)
тополь — тополек, дуб — дубок,
осина — осинка (осиночка), береза — березка (березонька),
рябина — рябинка (рябинушка), ива — ивушка,
елка — елочка, сосна — сосенка,
клен — кленок, яблоня — яблонька,
шишка — шишечка, ветка — веточка,
лист — листик, листок, листочек, лес — лесок,
иголка — иголочка.
«Один — много» (детям 4—8 лет).
Клен — клены — кленов; тополь — тополя — тополей;
осина — осины — осин; дуб — дубы — дубов;
липа — липы — лип; береза — березы — берез;
ива — ивы — ив; рябина — рябины — рябин;
ель — ели — елей; елка — елки — елок;
сосна — сосны — сосен; яблоня — яблони — яблонь;
плод — плоды — плодов; шишка — шишки — шишек;
желудь — желуди — желудей; сережка — сережки — сережек;
крона — кроны — крон; макушка — макушки — макушек;
корень — корни — корней; ствол — стволы — стволов;
ветка — ветки — веток; сук — сучья — сучьев;
иголка — иголки — иголок; лепесток — лепестки — лепестков;
лес — леса — лесов; чаща — чащи — чащ.
Игра «Посчитай» (детям от 5 лет)
Одно дерево — два дерева — пять деревьев
одна ветка — две ветки — пять веток
один дуб – два дуба – пять дубов
«Посчитай» (детям 6—8 лет)
одно высокое дерево — два высоких дерева — пять высоких деревьев,
одна сосновая ветка — две сосновые ветки — пять сосновых веток,
один могучий дуб — два могучих дуба — пять могучих дубов.
«Назови, какой, какая?»
Лист березы — березовый рябины — рябиновый
дуба — дубовый сосны — сосновый
клена — кленовый ветка сосны — сосновая
ели — еловая тополя — тополиная
осины — осиновая липы — липовая
«Назови предмет со словом "сосновый"»
Бор (какой?) — сосновый;
кресло (какое?) — сосновое;
мебель (какая?) — сосновая;
полено, запах, бревно, шишка, ветка, ствол, хвоя, иголки.
«Как назвать лес? Рощу?»
Если в роще растут деревья, то эта роща называется — березовая
если в роще растут дубы — дубовая
осины — осиновая
ивы — ивовая
клены — кленовая
«Узнай дерево»
Узнайте дерево по его плодам и закончите предложение.
Желуди растут на — дубе;
яблоки растут на — яблоне;
круглая шишка на — сосне;
длинная шишка у — ели;
грозди рябины растут на — рябине;
сережки растут — на березе, ольхе, иве.
Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом «Подбери слова-действия»
Лист (что делает?) желтеет, краснеет, вянет, опадает, летит, кружится, сохнет ... ;
дерево ... ; крона ... ; почки ... ;
корни ... ; ветви ... .
«Четвертый лишний»
Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:
· Клен, рябина, ель, тюльпан;
· береза, дуб, шиповник, тополь;
· яблоня, смородина, черемуха, рябина;
· осина, липа, дуб, ель;
· сосна, тополь, рябина, ива;
· липа, осина, клен, яблоня.
Отгадай загадки
Объясните, как вы догадались, какие слова помогли найти отгадки?
Весной роняет слезы
Белая... (береза).
Стоит летом золотая,
Сладким медом налитая.
(Липа)
Если дунет ветерок,
Задрожит ее листок.
Ветерок совсем не сильный,
Но дрожит листок ... (осины).
В каждый дом
Под Новый год
Это деревце придет.
Зеленое и колкое,
Оно зовется... (елкою).
Прилетает в гости к ней
Стайка алых снегирей.
По ветвям они снуют,
Красны ягодки клюют.
(Рябина)
На дубовых ветках
Качаются детки,
Маленькие, озорные,
На них шапочки резные.
(Желуди)
Осенние листья
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки
Листья березы, Загибают пальчики, начиная с большого
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. "Шагают" по столу средним и
указательным пальчиками
Осень
Ветер по лесу летал, Плавные, волнообразные
Ветер листики считал: движения ладонями
Вот дубовый, Загибают по одному пальчику
Вот кленовый, на обеих руках
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки Спокойно укладывают
Ветер бросил на тропинку. ладони на стол
Тёплый дождик
Загремел весёлый гром... на каждое слово сжимаем
Дождь идёт в лесу густом. и разжимаем кулаки
Там сегодня банный день,
Мойтесь все кому не лень.
Растрепав свои причёски, На каждое название дерева массируем
Моют головы берёзки. палец от основания к ногтевой фаланге.
Запыленные дубы
Моют рыжие чубы.
Под дождём нагнулась липа,
Моет листики до скрипа.
Перед зеркальцем луж
Принимают ёлки душ.
А рябинки и осинки
Моют шею, моют спинки...
Мойтесь все, кому не лень, хлопаем попеременно, то ладошками,
Ведь сегодня банный день. то кулачками.
Выучите вместе с детьми:
Осенний лес
Лес осенний красок не жалеет —
Ярки грозди ягод и листы.
То сверкают бронзой, то алеют
Пышные осенние кусты.
Скоро ветер налетит холодный
И сорвет узорчатый наряд,
И в лесу закружится свободный
Золотой осенний листопад.
Он укроет землю покрывалом,
С нею он поделится теплом,
Когда на листве сухой, опалой
Заискрится иней серебром.
Домашнее задание на 2 неделю сентября.
Домашнее задание на 2 неделю сентября.Домашнее задание на 2 неделю сентября.
Для детей 4-5 лет.
Тема «Фрукты».
- Рассмотреть с ребенком натуральные фрукты яблоко, грушу, персик, сливу, виноград, абрикос, апельсин, мандарин, лимон.
Объяснить, что это все можно назвать одним словом «фрукты». - Обратить внимание на характерные признаки фруктов: вкус, цвет, форма, запах.
- По возможности показать и рассказать, где растут фрукты (в саду, на дереве)
- Рассказать, что можно приготовить из фруктов.
- Упражнение на согласование существительных с прилагательным. «Назови цвет, форму».
- Слива (какая?) – синяя, овальная
- Лимон (какой?)-...
- Абрикос (какой?)- ... и т.д.
- Упражнение на согласование числительных с существительными. «Посчитай».
- 1 лимон,2 лимона, 3…, 4…, 5 лимонов
- 1 слива, 2…, 3…, 4…, 5…
- 1 абрикос, 2…, 3…, 4…, 5…
- 1 груша, 2…, 3…, 4…, 5... и т.д.
- Упражнение на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. «Назови ласково».
- Слива - сливка
- Абрикос - абрикосик, и т.д.
- Употребление существительных в род. пад. мн. числа.
Упражнение «Один-много».- Один апельсин - много апельсинов.
- Одна груша - много груш т.д.
- Упражнение на образование множественного числа сущ. в им. пад.
- Слива-сливы
- Яблоко - яблоки
- Груша - груши и т. д.
- Упражнение на употребление падежных форм сущ. «Закончи предложение».
Мама купила фрукты, вымыла, положила в тарелку. Мы их с удовольствием ели. Мы ели яблоки. На тарелке не осталось ни одного …(яблока). Мы съели все …(яблоки). Мы ели груши. На тарелке не осталось ни одной…(груши). Мы съели все…(груши). Мы ели сливы. На тарелке не осталось ни одной …(сливы). Мы съели все …(сливы). Мы ели вишни. На тарелке не осталось ни одной …(вишни). Мы съели все …(вишни). - Учить образовывать относительные прилагательные. Упражнение «Назови варенье».
- Варенье сварили из яблок, оно будет называться…
- Варенье сварили из груш, оно будет называться…
- Варенье сварили из персиков, оно будет называться…
- Варенье сварили из вишни, оно будет называться…
- Варенье сварили из слив, оно будет называться… и т. д
- Дидактические игры на развитие тактильно-вкусовых ощущений. «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху».
Предложить ребенку узнать фрукты на ощупь (по запаху) с закрытыми глазами. - Упражнение на образование однокоренных слов. «Что, где растет?».
- Яблоки растут на яблоне.
- Груши растут на-…
- Сливы растут на -… и т. д.
- Развитие связной устной речи.
Учить составлять сложносочиненные предложения с союзом «а» по образцу.- Лимон кислый, а яблоко сладкое.
- Лимон овальный, а яблоко круглое.
- Лимон желтый, а яблоко зеленое.
- (Так на примере всех фруктов)
- Развитие логического мышления.
Учить отгадывать загадки.- Само с кулачок, красный бочок.
Тронешь пальцем - гладко, а откусишь - сладко.
(Яблоко), - На сучках висят шары
Посинели от жары.
( Сливы).
- Само с кулачок, красный бочок.
- Развитие мелкой моторки. Ориентация на листе бумаги.
На правой половинке листа нарисовать маленькие фрукты, а на левой половинке листа нарисовать большие фрукты (3-4 фрукта).
Ответить на вопрос: Что ты нарисовал (а)? (Я нарисовал яблоко и яблочко.)
(Если ребенок затрудняется сам нарисовать фрукты, то можно предложить ему обвести шаблоны фруктов, заготовленные Вами заранее из плотного картона. Можно использовать трафареты, которые продаются в магазинах.) - Развитие мелкой моторики.
Упражнения для пальчиков.Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот.
(Левую ладонь держать «ковшиком»,
Указательным пальцем правой руки «мешать» компот)
Будем яблоки крошить
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
(Загибать пальцы по одному, начиная с большого пальца)
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
(Левую ладонь держать «ковшиком»,
Указательным пальцем правой руки «мешать» компот) - Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение. Любое.
В. Волина
Осень добрая пришла
Нам подарки принесла:
Яблоки душистые, персики пушистые,
Груши золотистые
Осень принесла.Три яблока из сада
Ежик притащил.
Самое румяное
Белке подарил.
Для детей 5-7 лет.
Тема «Фрукты».
- Рассмотреть с ребенком натуральные фрукты яблоко, грушу, персик, сливу, виноград, абрикос, апельсин, мандарин, лимон. Уточнить, как это все можно назвать одним словом «фрукты» Рассказать, что лимон, апельсин, мандарин, грейпфрут - цитрусовые. Помочь запомнить информацию.
- Обратить внимание на характерные признаки фруктов: вкус, цвет, форма, запах.
- Распросить ребенка, знает ли он, где растут фрукты (в саду, на дереве).
- Выяснить, знает ли Ваш ребенок, что можно приготовить из фруктов.
- Упражнение на согласование существительных с прилагательным. «Назови цвет, форму».
- Слива (какая?) – синяя, овальная
- Лимон (какой?)-...
- Абрикос (какой?)- ... и т.д.
- Упражнение на согласование числительных с существительными. «Посчитай».
- 1 лимон, 2 лимона, 3…, 4…, 5 лимонов
- 1 слива, 2…, 3…, 4…, 5…
- 1 абрикос, 2…, 3…, 4…, 5…
- 1 груша, 2…, 3…, 4…, 5... и т.д.
- Упражнение на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. «Назови ласково».
- Слива - сливка
- Абрикос - абрикосик, и т.д.
- Употребление существительных в род. пад. мн. числа. Упражнение «Один-много».
- Один апельсин - много апельсинов.
- Одна груша - много груш т.д.
- Упражнение на образование множественного числа сущ. в им. пад.
- Слива-сливы
- Яблоко - яблоки
- Груша - груши и т. д.
- Упражнение на употребление падежных форм сущ. «Закончи предложение»
Мама купила фрукты, вымыла, положила в тарелку. Мы их с удовольствием ели. Мы ели яблоки. На тарелке не осталось ни одного …(яблока). Мы съели все …(яблоки). Мы ели груши. На тарелке не осталось ни одной…(груши). Мы съели все…(груши). Мы ели сливы. На тарелке не осталось ни одной …(сливы). Мы съели все …(сливы). Мы ели вишни. На тарелке не осталось ни одной …(вишни). Мы съели все …(вишни). - Учить образовывать относительные прилагательные. Упражнение «Назови варенье».
- Варенье сварили из яблок, оно будет называться…
- Варенье сварили из груш, оно будет называться…
- Варенье сварили из персиков, оно будет называться…
- Варенье сварили из вишни, оно будет называться…
- Варенье сварили из слив, оно будет называться… и т. д
- Учить образовывать отглагольные прилагательные. Упражнение «Какие будут фрукты?».
- Если фрукты сварить, то они будут - вареные.
- Если фрукты заморозить, то они станут -…
- Если яблоки запечь, тогда они получатся-…
- Если груши посушить, тогда они станут-…
- (Отработать упражнение на примере всех фруктов.)
- Упражнение на образование однокоренных слов. «Что где растет».
- Яблоки растут на яблоне
- Груши растут на-…
- Сливы растут на -… и т. д
- Развитие связной устной речи.
- Составление предложений из слов.
- Яблоки, лежать, яблоня, под.
- Груша, расти, сад, в.
- Яблоки, лежать, яблоня, под.
- Составление сложноподчиненных предложений.
Упражнение «Закончи предложение».- Мама собрала в саду яблоки, чтобы…
- Мама помыла груши, чтобы…
- Мама купила в магазине сливы, чтобы…
- Составление сложносочиненных предложений по образцу.
- Слива синяя, а яблоко - зеленое.
- Лимон кислый, а груша -… и т.д.
- Составление предложений из слов.
- Развитие мелкой моторики.
Упражнения для пальчиков.Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот.
(Левую ладонь держать «ковшиком»,
Указательным пальцем правой руки «мешать» компот)
Будем яблоки крошить
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
(Загибать пальцы по одному, начиная с большого пальца)
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
(Левую ладонь держать «ковшиком»,
Указательным пальцем правой руки «мешать» компот) - Развитие логического мышления.
Учить отгадывать загадки.- В кожуре желтой, кислый он,
а называется –…
(Лимон) - В шкурке золотистой,
Сладкий и душистый
(Апельсин) - Схож он с бусами немножко,
Каждый листик - как ладошка.
Был зеленым, а поспел он-
Стал янтарным, синим, белым.
(Виноград)
- В кожуре желтой, кислый он,
- Развитие слуховой памяти.
Выучить стихотворение.Я.Аким
Яблоко.
Яблоко спелое, красное, сладкое
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.У.Рашид
Наш сад.
Прекрасен наш осенний сад.
В нем слива есть и виноград.
На ветках, как игрушки
И яблоки, и груши.
А к ночи веет холодок
И желтый лист шуршит у ног.
Плоды мы утром соберем
И всех соседей созовем.
И солнышку помашем,
«Спасибо, осень!» - скажем
Для занятий использовать альбом № 1 «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР». Автор Н. Э. Теремкова стр1-4.
Слива ласково как будет — Портал о стройке
Содержание статьи:
Полезные свойства слив в подробностях
Сливы мы употребляем в свежем, сушеном и вареном виде. Различные компоты, варенья и джемы, изготовленные из этого фрукта, не только очень вкусны, но и сохраняют все питательные элементы свежего продукта. Это одна из особенностей сливы — при термической обработке полезный витамин Р, содержащийся в плодах сливового дерева, никуда не исчезает, и, попадая в наш организм, оказывает благотворное воздействие на артериальное давление, одновременно являясь отличным помощником для укрепления кровеносных сосудов.
Разумеется, это не единственное полезное свойство слив. Целый комплекс микроэлементов (магний, фосфор, калий, фтор, марганец, кальций, медь, хром, цинк, натрий, пищевые волокна, белки и углеводы) позволяет говорить о сливе, как о фрукте, не просто полезном, но и необходимом нашему организму.
Ни для кого не секрет, что сливы обладают легким слабительным эффектом, и поэтому их часто употребляют в пищу при запорах. Помимо этой особенности, микроэлементы, обнаруженные в сливах, способны вывести из человеческого организма с мочой вредные соли и лишнюю воду. А такой важный элемент как калий, необходимый для нормальной работы сердца, делает сливу незаменимым фруктом для людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Также благодаря всем полезным свойствам слив их можно активно использовать в качестве десерта при серьезных нагрузках на печень, так как способность фрукта очищать кровь от вредных веществ поможет вывести из организма все шлаки и токсины.
Противопоказания
Несмотря на массу полезных свойств слив и их кажущуюся безобидность есть категории людей, которым эти фрукты нужно есть с осторожностью.
Слива содержит большое количество сахаров, поэтому людям, страдающим диабетом, сливу разрешено есть в минимальных дозах. Следует осторожно кормить сливами детей – при переедании возможно возникновение проблем со стороны ЖКТ, в том числе поноса. Сливовый сок способен за короткое время вывести из организма воду, а при таких заболеваниях, как подагра и ревматизм, достаточное количество воды в организме – обязательное условие. Так что присутствие в организме указанных заболеваний само по себе является противопоказанием к употреблению слив и любых блюд из них.
Народные рецепты
Полезные свойства слив и листьев сливового дерева были хорошо известны еще нашим предкам. Некоторые знания о том, как с помощью сливы избавиться от определенных болезней доступны и в наше время.
Лечение ангины сливовыми листьями
Для успешного лечения ангины можно использовать настой из высушенных листьев сливы. На один стакан кипятка хватит чайной ложки сухих листьев. Водичка со сливовыми листьями должна настояться 20 минут, и затем ею можно полоскать горло.
Главное, не забыть насушить сливовых листьев летом.
Отвар при проблемах с почками
Полезными свойствами обладают не только сливы и листья, но еще и кора сливового дерева. Для этого рецепта понадобится именно кора сливового дерева, которую предварительно надо измельчить. Для суточной дозы потребуется одна маленькая ложечка измельченной коры, которую заливают стаканом кипятка и ставят на водяную баню на 30 минут. Готовый отвар надо процедить и долить стакан кипяченой водой. Принимать целебное снадобье перед едой три раза в день по трети стакана.
Теперь о вкусном:)
Рецептов различных блюд, в приготовлении которых используется слива, великое множество. Но и сама слива может стать основой для вкуснейших яств. Тем более, что большинство полезных свойств слив остается даже после обработки.
Желе из слив
Для 1 кг слив потребуется чуть больше килограмма сахара. Косточки освобождаются из плена мякоти и выбрасываются за ненадобностью, а вот сама мякоть отправляется на огонь и немного варится до размягчения. Далее всю мякоть нужно превратить в пюре – протереть через сито или воспользоваться блендером. Сливовое пюре возвращается на огонь в компании с сахаром и варится до готовности, т.е. до загустения. Отменное желе, которое по достоинству оценят все домашние, готово. Теперь его можно есть сразу либо законсервировать в стерилизованные банки на зиму.
Моченые сливы
Для этого необычного блюда используются спелые, но обязательно упругие плоды. Поскольку сливы не поддаются термической обработке, то их можно сделать хотя бы ради сохранившихся в целости полезных свойств моченых слив.
На одну бочку нужно отобрать 10 кг таких слив. Фрукты хорошенько промываются, но оставляются с косточками. Для рассола возьмите 5 литров воды и прокипятите воду с сахаром (полстакана) и солью (две столовые ложки без горки). На дно бочки выкладывается солома, затем сливы, а сверху опять укутайте фрукты соломой. Залейте рассолом сливы и накройте плотной тканью. Обязательно придавите фрукты прессом. Пробовать моченые сливы можно будет только через месяц, но это удивительное блюдо будет стоить потраченного времени.
Если бочка — слишком уж большой объем для вас, такие сливы можно сделать в эмалированном ведре и держать на балконе квартиры.
Слива – богатый полезными свойствами, очень доступный и вкусный фрукт. И мы конечно с удовольствием едим их в сезон. Однако знание – сила:) Зная о практически безусловной пользе слив еще приятнее покупать их для еды и заготавливать на зиму, осознавая то благо, которое мы несем своим близким:)
Слива и народная медицина
Народная медицина часто использует листья сливы и плоды для улучшения аппетита и пищеварения, как слабительное средство. Слива хорошо помогает больным с ревматизмом, подагрой, заболеванием почек и запорах. Гнойные раны и язвы народные целители лечат измельченными свежими и распаренными сухими сливовыми листьями, наложенными на пораженные участки.
Считается, что необыкновенным целебным свойством обладают цветки колючей сливы (тёрн). Ими лечат больных с различными заболеваниями печени. Древесина молодых сливовых деревьев, их кора и корни очень полезны для понижения жара и в качестве потогонного средства. Ими лечат рожистые кожные воспаления, прикладывая примочки из коры. Тёрн в свежем виде и отвар из го корней в народе часто применяли для лечения диареи, т.к. они обладают сильным вяжущим свойством.
Измельченные корни терна (5 г) залейте кипяченой водой (200 мл). Кипятите эту смесь на слабом огне под крышкой в течение получаса. Затем профильтруйте отвар, пейте по одной трети стакана два или три раза в день от поноса.
Цветы же этого колючего кустарника, наоборот оказывают слабительный эффект на кишечник.
Древний целитель Абу Мансур в десятом веке нашей эры рекомендовал плоды сливы в качестве желчегонного, слабительного и укрепляющего для желудка средства. Клей из дерева сливы широко применялся в древности для лечения различных язв и конъюнктивита. Стоматит ибн Сина лечил отваром из сливовых листьев.
Китайские целители применяют сливу сухую и свежую для остановки рвоты и при кашле в качестве хорошего отхаркивающего средства.
Сливы в современной медицине
Современная медицина рекомендует сливы, компоты и соки из плодов для достижения легкого слабительного эффекта и как мочегонный продукт. Для укрепления работы кишечника хорошо помогает сливовый кисель. Т.к. сливы препятствуют всасыванию холестерина из кишечника, они очень полезны для предупреждения атеросклероза. Наличие калия, железа и витамина В2 делают сливы необходимым продуктом в рационе людей с сердечными и сосудистыми заболеваниями, малокровием.
Напар листьев сливы
Требуется: 3 ст. л. сухих или свежих листьев сливы, 100 мл воды.
Способ приготовления.
Листья измельчить, залить кипятком, укутать толстой шерстяной тканью и настоять 2 ч.
Способ применения.
Накладывать кашицу для лечения ран на поврежденные участки 2—3 раза в день.
Отвар листьев сливы
Требуется: 1 ст. л. листьев сливы, 200 мл воды.
Способ приготовления.
Листья измельчить, залить кипятком, варить на водяной бане на слабом огне 20 мин, настоять 30—40 мин и процедить.
Способ применения.
Протирать при лечении угрей поврежденные участки несколько раз в день.
Кормящим матерям не стоит употреблять сливы, т.к они могут вызвать урчание и понос у грудных детей.
Source: www.liveinternet.ru
Читайте также
кто из женщин лань, а кто — слониха? — Рамблер/женский
В строении наружных половых органов разных мужчин и разных женщин есть значительные индивидуальные различия.
Длина влагалища у женщин, в среднем, 8 см. Но у некоторых женщин оно может быть длиннее — до 10-11 см, реже — больше, а может быть и короткое влагалище — 6 см.
Рекомендуем к прочтению:
Секс улучшает здоровье. С одним условием
Всё, что ты должна знать о нём: 7 видов оргазма
Первый секс: психология отношений между мужчиной и женщиной
10 причин заниматься сексом каждый день
5 правил анального секса
Cамое древнее «научное» изыскание принадлежит лучшим умам Индии. Мудрецы, посвятив всю свою жизнь изучению вагин, осчастливили человечество нижеследующей теорией.
Ты — «лань», если мужчина даже с небольшим пенисом, входя в тебя, чувствует себя половым гигантом. (Глубина влагалища у «лани» — не более 12, 5 см). «Девушки-лани» очень грациозны, их тело даже с годами не теряет гибкости и упругости. У «лани» обычно небольшая, но красивой формы, грудь, длинные ноги, изящные пальцы рук. «Лани» мало едят, зато много и очень охотно занимаются сексом.
Какая в сексе? В сексе «»девушки-лани» очень изобретательны и предпочитают экспромт. Секс на пляже либо в лифте для «лани» не экстрим, а удачно проведенные будни.
Какая национальнось? «Девушки-лани» могут быть любой национальности, но особенно много их во Франции, Италии и Греции.
У девушек-«кобыл» обычно пышные бедра и грудь. Но, увы, еще и достаточно круглый животик, с которым «кобылы» борются всю жизнь. Что касается влагалища, то мужчинам с пенисом более 17 см будет уже как-то тесновато… Согласно другой классификации, у «кобыл» часто встречается самая красивая вагина, которую называют «княгиней».
У «княгини» хорошо развит клитор и очень нежные, розового цвета малые половые губы.
Какая в сексе? К «кобылам-княгиням» мужчин тянет с неимоверной силой: первобытным чутьем самца они понимают, что такие женщины хороши в любой сексуальной позе в любое время дня и ночи.
Какая национальнось? Больше всего «княгинь» среди мулаток и (повезло же нашим мужчинам!) среди славянских женщин.
У «слоних» коротковатые руки и ноги, широкое лицо, низкий голос. И пышная, очень пышная грудь.
«Слонихи» просто вынуждены перебирать мужчинами, ведь их сексуальный пыл разжигается не так быстро, а глубина влагалища (до 25 см) диктует свои условия.
Какая в сексе? Мужчина, выбравший себе в подруги «слониху», не должен полагаться только на своего дружка. Куннилингус, секс с различными штучками из секс-шопа — для влюбленного в «слониху» эти умения просто необходимы.
Какая национальнось? Больше всего «слоних» среди африканских женщин.
В древней Индии все было по древнему, сегодня же ученые отмечают, что половые органы женщины различаются по топографическому положению входа во влагалище, положением клитора относительно входа во влагалище (высоко, низко), размерами клитора (большой, маленький), величиной и оформлением половых губ, особенно малых, степенью увлажнения влагалища соками (секретом) при половом возбуждении (сухое, достаточное или чрезмерно смоченное влагалище), а также тем, в какой плоскости сжата половая трубка женщины. Классификация женских половых органов по этим параметрам следующая (по Л. Я. Якобсону):
«Целка» — нетронутый мужчинами половой орган девушки
«Дичка» — половой орган с растяжимой девственной плевой, сохраняющейся до родов
«Чилийка» — половой орган девушки без девственной плевы. Встречается в Индии, Бразилии, Чили. Девочек с детства матери так энергично подмывают, что уничтожают девственную плеву.
«Ева» — вульва с крупным клитором. Женщины с крупным клитором менее умны, но более чувствительны.
«Милка» — вульва с клитором, расположенным близко к входу во влагалище (низко) и трущимся при половом акте непосредственно с половым членом мужчины. Женщины с «милкой» легко удовлетворяются, при половом акте почти не требуется дополнительных ласк.
«Пава» — вульва с высоко расположенным клитором. При половом акте в исключительной степени нуждается в ласках, так как её клитор не трется непосредственно о половой член мужчины.
«Замазудя» — вульва с обильным сокоотделением при половом возбуждении женщины. Вызывает неприятные ощущения у полового партнера и нередко приводит к отказу мужчины от совокупления.
«Костянка» — недоразвитый плоский наружный орган с инфантильными половыми губами. Встречается, как правило, у худощавых женщин с узким тазом. Почти все «костянки» имеют низкое расположение половых органов. «Костянка» — один из самых непривлекательных половых органов для мужчины.
«Обезьянка» — половой орган женщины с ненормально длинным клитором — более 3 см. Он назван так потому, что у некоторых самок-обезьян клитор бывает длиннее полового члена самца. «Готтенготский передник» — половой орган женщины с чрезмерно развитыми малыми половыми губами, закрывающими вход во влагалище и свисающими за пределы больших половых губ. Такая патология органа может развиться в результате чрезмерного женского онанизма на половых губах.
«Княгиня» — самый красивый женский половой орган с хорошо развитым клитором и малыми половыми губами в виде бутона розового цвета над входом во влагалище. «Княгиня» — самый любимый мужчинами, самый привлекательный и удобный для сношения в любой позе орган. При хорошей гормональной секреции женщина, имеющая «княгиню», способна получать сама и доставлять мужчине удовольствие невыразимое. Сочетается с небольшими размерами влагалища, что тоже привлекательно для мужчин. «Княгиня» встречается только у невысоких или среднего роста женщин с полными бедрами и широким задом.
«Полукнягини», «полуевы», «полукостянки» и другие разновидностиженских половых органов занимают промежуточное положение. Расположение половой щели тоже может быть различным — близко к заднему проходу (малая промежность), ровно по центру (нормальная промежность) или высоко, близко к животу.
У разных народностей строение женских половых органов различно. У гречанок, француженок и итальянок преобладают узкие и короткие влагалища. У женщин африканских национальностей, а также негритянок и мулаток американского континента преобладают длинные вагины. У грузинок, испанок и немок преобладают недоразвитые наружные органы (см. «костянка»).
Слива домашняя — Википедия
Слива домашняя | |||||
---|---|---|---|---|---|
![]() Общий вид взрослого цветущего растения. Саарбрюккен, Германия | |||||
промежуточные ранги
| |||||
Prunus domestica L. | |||||
Сли́ва дома́шняя (лат. Prúnus doméstica) — плодовое растение; вид рода Слива подсемейства Сливовые семейства Розовые.

Дерево высотой до 15 м с широко- или узкояйцевидной кроной. Продолжительность жизни дерева зависит от сорта и может достигать 25 лет, продуктивный период 10—15 лет. Скороплодные сорта вступают в плодоношение на второй — третий год после посадки, позднеплодные — на шестой — седьмой год. Корневая система — стержневая, основная масса корней расположена на глубине 20—40 см.
Листья очерёдные, простые, короткочерешковые, эллиптические или обратнояйцевидные, с городчатым или пильчатым краем, снизу опушённые; длина 4—10 см, ширина 2—5 см.
Цветковые почки простые, дают 1—3 цветка. Цветки белые, диаметром 1,5—2 см. Самоплодность сливы зависит от сорта, но урожайность всегда повышается при наличии в посадках разных сортов.
Плод — однокостянка, фиолетовая, жёлтая, бледно-зелёная, красная, чёрно-синяя, с сизым восковым налётом. Косточка сплюснутая, заострённая с обоих концов[источник не указан 1111 дней].
Кариотип: 2n=48[2].
При скрещивании тёрна (Prunus spinosa) (2n=32) с алычой (Prunus divaricata) (2n=16) было получено растение, полностью идентичное сливе домашней. Это растение, как и слива домашняя, имело 2n=48 хромосом. Вероятно, дикая слива в ходе эволюции получилась именно таким путём[3].
Южная алыча имеет жёлто-красную окраску, северный тёрн тёмно-синий. Их потомок сочетает признаки обоих видов: холодостойкость тёрна и вкусовые качества алычи, имеет окраску в широком диапазоне сине-жёлто-красных оттенков (у разных сортов).
Географическим центром происхождения можно считать территорию, простирающуюся от Восточного Кавказа до восточного побережья Адриатического моря, включая Балканский полуостров и Малую Азию.
В середине XVII века из Западной Европы в подмосковный царский сад в селе Измайлово были завезены «садовые заморские деревья и овощи», в том числе несколько саженцев крупноплодной сливы. Отсюда слива постепенно распространилась по благоприятным для её выращивания районам России. Культура оказалась недостаточно зимостойкой, малоурожайной и отличалась низким качеством плодов. В конце XIX века селекционную работу со сливой начал И. В. Мичурин. В XX веке её продолжили другие селекционеры, среди которых доктор биологических наук, профессор Х. К. Еникеев и агроном-помолог С. Н. Сатарова[4].
Список основан на данных European Garden Flora; vol. IV; 1995.
- Prunus domestica subsp. domestica
- Prunus domestica subsp. institia — тернослива
- Prunus domestica subsp. intermedia
- Prunus domestica subsp. italica (в том числе subsp. rotunda) — ренклод
- Prunus domestica subsp. oeconomica
- Prunus domestica subsp. pomariorum
- Prunus domestica subsp. prisca
- Prunus domestica subsp. syriaca — мирабель
Подвиды: institia, italica, syriaca |
Довольно давно за рубежом проводится работа по скрещиванию сливы с абрикосом. Гибрид между ними называется племкотом, а гибрид от повторного скрещивания (то есть гибрид племкота и сливы) — плюотом (plum — «слива», apricot — «абрикос»). Плюоты уже поступили в коммерческое размножение. Поскольку все они созданы на основе японских незимостойких слив, то даже в Краснодарском крае зарубежные плюоты чувствуют себя не очень хорошо[5].
В России скрестили русскую сливу (гибридную алычу) с абрикосом и дали гибриду название плюмкот (гибрид настоящей алычи с абрикосом называется чёрным абрикосом). Плюмкоты достаточно зимостойки, продуктивны, косточка у них полуотделяющаяся, плоды массой около 20 г (на уровне 'Кубанской кометы'). Сейчас получено два новых плюмкота. 'Колибри' ('Мышонок') — очень зимостойкий, карликовый (дерево не вырастает выше 3 м), хорошо черенкуется, плоды высокого качества. 'Плюмкот Кубанский' — сеянец от свободного опыления 'Кубанской Кометы' чёрным абрикосом, зимостойкость у него высокая, дерево слаборослое, раннего срока созревания (раньше, чем 'Колибри'), прекрасно черенкуется. Судя по всему, оба сорта по зимостойкости могут подойти для средней полосы. Испытания этих плюмкотов ещё не завершены[5].
Хозяйственное значение и применение[править | править код]
Плоды сливы домашней содержат витамины A (в плодах тёмного цвета), B1, B2, C и P и необходимые элементы: калий, фосфор (содержание которых больше, чем в яблоках и грушах), кальций, магний, железо. Содержание сахара (в зависимости от сорта и условий выращивания) составляет от 9 до 17 % (фруктоза, глюкоза и сахароза). В плодах сливы содержатся также органические кислоты (яблочная и лимонная, а также щавелевая и следы салициловой), пектиновые, дубильные, азотистые вещества.
Сушёные плоды сливы называются черносливом и относятся к сухофруктам.
Поздневесенний медонос, за время цветения даёт медоносным пчёлам до 10 кг мёда с гектара насаждений[6].
Из семян сливы домашней получают невысыхающее масло для медицинской промышленности. Мякоть плодов входит в состав лекарственного средства «Кафиол»[7].
Сливовые деревья ценятся как декоративные, их используют при озеленении. Примечательны в цвету.
По мнению известного помолога Л. П. Симиренко, идеальный сорт сливы должен по возможности соединять в себе следующие качества[8]:
- Плоды должны прочно держаться на дереве и в дождливую погоду от избытка влаги не растрескиваться.
- Мякоть плодов должна быть душистой, довольно плотной, сладкой, нежной, сочной и не расплывчатой.
- Косточка должна быть «свободной», легко отделяться от мякоти.
- Дерево должно быть устойчивым к болезням, отличаться силой роста и регулярностью плодоношения.
Классификация сортов[править | править код]
В прошлом, для европейских сортов использовалась классификация разработанная в 1838 году Г. Лигелем[8]:
I. Настоящие венгерки. Плоды яйцевидно-удлинённой формы. Кора побегов голая, без войлочного опушения.
Некоторые сорта: 'Венгерка Ажанская', 'Анна Лаусон', 'Золотая Капля', 'Сеянец Понда', 'Венгерка Бюлертальская', 'Венгерка Обыкновенная', 'Венгерка Гартвиса Жёлтая', 'Венгерка Итальянская', 'Венгерка Вангенгейма', 'Яичная Красная'.
II. Дамасские сливы. Плоды шаровидные. Побеги более или менее густо опушены.
Некоторые сорта: 'Риверса Ранняя', 'Риверса Ранняя Урожайная', 'Мирабель Мелкоплодная', 'Месье', 'Пердригон Полосатая', 'Поздняя Мускатная', 'Вашингтон'.
а) Дамаскоподобные венгерки. Побеги опушены, продольная ось плодов длиннее поперечной.
Некоторые сорта: 'Каталонская Ранняя', 'Очаковская', 'Диапре Фиолетовая', 'Венгерка Франкфуртская', 'Венгерка Большая Сахарная'.
б) Венгеркоподобные дамасские сливы. Побеги голые, плоды шаровидные.
Некоторые сорта: 'Адмирал де Риньи', 'Анна Шпет', 'Джефферсон', 'Кирк', 'Мирабель Герренгаузенская', 'Ренклод Альтана', 'Ренклод де Баве', 'Ренклод Зелёный'.
Окраска плодов не влияет на принадлежность сорта той или иной группе. Ренклоды (независимо от своей окраски) характеризуются шаровидной формой прочных плодов с очень сладкой и сочной мякотью[8].
Некоторые авторы все сливы с круглыми плодами, которые по классификации Г. Лигеля относятся к Дамасским сливам называли Prunus institia. В то время, как К. Линней под названием Prunus institia описывал только чёрно-синюю круглую сливу. Под названием Prunus domestica К. Линней и А. Декандоль воспринимали все сорта слив с плодами, как удлинённой, так и округлой формы[8].
![]() | ||||||||||
Слева направо: Страница иллюстрированного каталога английского питомника с характерными для начала XX века сортами сливы домашней; 'Grosse Grüne Reneklode'; 'Emma Leppermann'; 'Reine Victoria' |
Сорта для средней полосы России[править | править код]
Ряд авторов публикаций о сливах рекомендуют для выращивания в Московской и прилегающих областях небольшой набор сортов[9].
В. Н. Морозов (Калужская область) рекомендует[10]:
И. С. Исаева для Московской и соседних с ней областей рекомендует[11]:
В. И. Сусов (Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева) рекомендует следующие сорта[12]:
- 'Конфетная' (раннего срока созревания)
- 'Кооперативная' (раннего срока созревания)
- 'Машенька' (среднего срока созревания)
- 'Ренклод Харитоновой' (среднего срока созревания)
- 'Апухтинская' (позднего срока созревания)
- 'Русинка' (позднего срока созревания)
- Наиболее зимостойкие: 'Машенька', 'Дашенька'
- Наиболее крупноплодные: 'Алёнушка', 'Машенька', 'Дашенька'
- Наиболее урожайные: 'Скороплодная', 'Богатырская', 'Скороспелка Новая'
- Наиболее вкусные: 'Конфетная', 'Кооперативная', 'Алёнушка', 'Машенька', 'Богатырская', 'Ренклод Харитоновой'
Морозова Н. Г. и Симонов В. С. (ГНУ ВСТИСП Россельхозакадемии) считают, что наряду с зимостойкостью одним из главных условий регулярного и хорошего плодоношения сливы домашней в Подмосковье является наличие у неё самоплодности. К высокопродуктивным из самоплодных сортов относятся сорта: 'Память Тимирязева', 'Синий Дар', 'Сизый Голубок', 'Утро' и 'Яичная Синяя'[13].
Изучение степени плодоношения сливы проводились с 1999—2009 гг. в Ленинском районе Московской области, на лабораторном участке ГНУ ВСТИСП Россельхозакадемии. Оценивалось 245 сортов и форм подсемейства сливовых, в том числе 160 сортов и форм сливы домашней, 31 сортообразцов китайской и канадской сливы, 56 — русской сливы (гибридной алычи). Сорта с регулярным, достаточно высоким уровнем плодоношения: сливы 'Занятная', 'Сверхранняя', 'Тульская Чёрная', 'Яхонтовая'; алыча 'Кубанская Комета'[14].
В средней полосе России число неурожаев у русской сливы обычно значительно больше, чем у самоплодных сортов сливы домашней[13].
Устойчивы к монилиальному ожогу следующие сорта: 'Ренклод Харитоновой', 'Заречная Ранняя', 'Этюд', 'Ренклод Мичуринский'[15].
- ↑ Об условности указания класса двудольных в качестве вышестоящего таксона для описываемой в данной статье группы растений см. раздел «Системы APG» статьи «Двудольные».
- ↑ Бахтеев Ф. Х. Важнейшие плодовые растения. — М.: Просвещение, 1970.
- ↑ Янковский, Н. К. Лекция № 18. Сцепление и рекомбинация. Мутации: роль в эволюции и индивидуальном развитии.
- ↑ Симонов В. Зимостойкая слива // Наука и Жизнь. — 2006. — № 10.
- ↑ 1 2 Академик Г. В. Ерёмин о проблемах косточковых культур (неопр.). Сады Сибири. Дата обращения 18 мая 2014.
- ↑ Абрикосов, Х. Н. и др. Слива // Словарь-справочник пчеловода / Сост. Федосов Н. Ф.. — М.: Сельхозгиз, 1955. — С. 341. Архивная копия от 7 января 2012 на Wayback Machine
- ↑ Блинова, К. Ф. и др. Ботанико-фармакогностический словарь : Справ. пособие / Под ред. К. Ф. Блиновой, Г. П. Яковлева. — М.: Высш. шк., 1990. — С. 237. — ISBN 5-06-000085-0.
- ↑ 1 2 3 4 Симиренко Л. П. Помология. — Киев: Государственное издательство сельскохозяйственной литературы Украинской ССР, 1963. — Т. 3.
- ↑ Ребрик А. Слива: сорта, агротехника, опыт выращивания (неопр.). Дата обращения 25 марта 2017.
- ↑ Морозов В. Н. Лучшие плодовые, ягодные и цветочные культуры для знатоков и любителей. — М.: ЭКСМО, 2009.
- ↑ Исаева И. С. Сад XXI века. — М.: РОСМЭН, 2005.
- ↑ Сусов В. И. Перспективные сорта плодовых деревьев. — М., 2009.
- ↑ 1 2 Морозова Н. Г., Симонов В. С. Самоплодные сорта - залог стабильного плодоношения сливы // Плодоводство и ягодоводство России. — 2012. — Т. 29, № 2. — С. 39-46.
- ↑ Симонов В. С. Плодоношение сливы в условиях подмосковья // Садоводство и виноградарство. — 2010. — № 3. — С. 33-36.
- ↑ Богданов Р. Е., Кружков А. В., Абызова А. А. Устойчивость сортов и форм косточковых культур к монилиальному ожогу // Плодоводство и ягодоводство России. — 2010. — Т. 24, № 2. — С. 398-402.
Слива — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Сли́ва (лат. Prúnus) — род растений семейства Розовые (Rosaceae). Включает около 250 видов, распространённых, главным образом, в северных умеренных областях земного шара. Многие представители рода — широко известные плодовые культуры.
Многие виды, сейчас включаемые в род Prunus, ранее выделялись в самостоятельные роды, они имеют русские названия, не связанные с русским названием рода: вишня, персик, абрикос, миндаль, черешня, черёмуха и другие.
Вишня кустарниковая (степная). Северный ареал. Высота растений не превышает толщину снежного покрова зимойЛистья простые, ланцетные, по краю зубчатые.
Цветки обычно белые или розовые, с пятью лепестками и пятью чашелистиками, одиночные или в зонтиках от двух до шести соцветий, или до 20 и более в кистях у черёмух.
Плод — костянка с относительно большой косточкой.
Согласно современным представлениям, род относится к подсемейству Amygdaloideae — Миндальные (syn. Prunoideae — Сливовые)[2].
По информации Germplasm Resources Information Network, род Prunus включается четыре подрода[2] (ранее их нередко выделяли в самостоятельные роды):
- Миндаль (Prunus subgen. Amygdalus). Пазушные почки в тройках. Цветки в начале весны появляются на непокрытых листвой ветках. Представители — миндаль обыкновенный (Prunus dulcis), персик обыкновенный (Prunus persica).
- Вишня (Prunus subgen. Cerasus). Пазушная почка одна. Выделяют две секции[2]:
- Prunus subg. Emplectocladus. Единственный представитель подрода — североамериканский вид Prunus fasciculata.
- Слива (Prunus subgen. Prunus). Пазушная почка одна. Цветки в начале весны появляются на не покрытых листвой ветках. Выделяют пять секций[2]:
Виды[править | править код]
Всего род насчитывает не менее 254 видов[3].
Сорта[править | править код]
В Москве в результате проведённых фенологических наблюдений Б. Н. Воробьевым было установлено, что сливы китайские и алыча начинают вегетацию и цветение раньше слив домашних; для генотипов сливы характерна широкая норма реакции по дате начала вегетации; коротким периодом вегетации характеризуются сорта сливы домашней ('Виктория', 'Зюзинская', 'Орловская Ранняя' и другие), китайской ('Красный Шар', 'Скороплодная', 'Янтарные Шарики'), длинным – алычи гибридной (сливы русской)[5].
Изучение степени плодоношения сливы проводились с 1999—2009 гг. в Ленинском районе Московской области, на лабораторном участке ГНУ ВСТИСП Россельхозакадемии. Оценивалось 245 сортов и форм подсемейства сливовых, в том числе 160 сортов и форм сливы домашней, 31 сортообразцов китайской и канадской сливы, 56 – русской сливы (гибридной алычи). Сорта с регулярным, достаточно высоким уровнем плодоношения: сливы 'Занятная', 'Сверхранняя', 'Тульская Чёрная', 'Яхонтовая'; алыча 'Кубанская Комета'[6].
В народном лечебнике 1672 года имеется запись: «Сливы укусом кислы, а естеством вольготны и студенисты... а силу имеют чистительную, холодильную и мягчительную...».
Известна народная поговорка: «Слива себя не хвалит, а дорожка к ней всегда протоптана».
В Китае лепестки этого плодового дерева символизируют мир, удачу и благополучие.
СлИвовый или сливОвый - как поставить ударение в слове сливовый
«Сливовый» – это прилагательное от слова «слива», то есть «относящийся к сливе, сделанный из сливы или напоминающий сливу (например, по цвету)».
Ударение ставится на первый слог – сли́вовый.
Это же ударение сохраняется во всех родах, числах и падежных формах.
Под окном росли сли́вовые деревья.
Я купил в магазине сли́вового варенья.
Девушка примеряла платье сли́вового цвета.
Гость отдал должное нашему сли́вовому компоту.
Можно ли говорить «сливóвый»?
Ударение на второй слог – сливóвый – считается неправильным. Словари настаивают на литературной норме с ударением на первый слог.
Но в речи мы часто слышим именно «сливóвый». Этот вариант удобен для русскоязычного человека и не нарушает никаких орфоэпических законов, обращает внимание в «Аргументах и фактах» лингвист Есения Павлоцки.
В школе часто объясняют: «сли́вовый» – потому что от существительного «сли́ва». Но нет такого правила, что ударение в прилагательном обязательно ставится так же, как и в существительном. Мы говорим «спина́», но «почеши мне спи́ну» (не «почеши мне спину́»), приводит пример Павлоцки.
Искать логику и универсальное правило здесь не стоит. Фиксированного ударения в русском языке нет.
Ударение в русском языке тяготеет к середине слова: поэтому так хочется иногда сказать «позвóнишь» вместо «позвони́шь». То же самое и со словом «сливóвый».
А еще на смещение ударения может повлиять аналогия. Ведь мы говорим ви́шня, но вишнёвый компот.
Вывод: в нормированной речи нужно говорить только «слИвовый».
Вариант «сливОвый» – ошибка, но не слишком грубая.
Примеры из русской литературы
Работники выкатывали из подвалов бочонки с сли́вовым маслом для отправки морем.
А.И. Герцен. «Былое и думы»
Мы бегло оглядели стол из красного дерева с фруктовой вазой посередке, ничего не содержавшей, кроме одной, еще блестевшей, сли́вовой косточки.
В.В. Набоков. «Лолита»
Лотки такие небольшие, вроде неглубоких ящичков, лежало там в два слоя, разных цветов: лимонный, малиновый, яблочный, сли́вовый, каких только угодно.
Юрий Трифонов. «Дом на набережной»
А вот и сли́вовое дерево. Длинные, голые ветки, а какие на них бывали летом толстые, в голубоватой пыльце плоды.
Фазиль Искандер. «Путь из варяг в греки»
Зимой сорок первого откуда ты достала такую большую банку сли́вового прекрасного варенья?
Андрей Битов. «Усталость паровоза»
В глубокое, еще не черное, а сли́вовое небо поднимался прозрачный столб мерцающей мошкары.
Дина Рубина. «Медная шкатулка»
Предложения со словом СЛИВА
У сливы удалите косточки и мелко нарежьте. Соедините овощи, добавьте сливу, сахар, соль, растительное масло и перемешайте. Обязательно ешьте ананасы, а также — яблоки, сливы, фасоль, нежирное мясо и рыбу. Наполняем два квадратных цинковых чана водой, затыкаем пробкой дырку слива. Развели фруктовые сады с черешней, вишней, сливой, абрикосами и айвой.Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова инновационность (существительное):
Кристально
понятно
Понятно
в общих чертах
Могу только
догадываться
Понятия не имею,
что это
Другое
Пропустить
слива — Толковый словарь Ожегова
СЛИВА, ы, ж. Фруктовое дерево сем. розоцветных с небольшими сочными плодами, а также самый такой плод с крупной косточкой.
| прил. сливовый, ая, ое.
Источник: Толковый словарь Ожегова и Шведовой на Gufo.me
Значения в других словарях
- слива — СЛИВА -ы; ж. 1. Плодовое дерево или кустарник сем. розоцветных. Посадить сливу. Вырастить сливу. Дикая с. Домашняя с. Жёлтая с. Уссурийская с. Китайская с. Ранняя с. Зимостойкая с. С. засохла. Сливы хорошо цветут. Толковый словарь Кузнецова
- Слива — (Prunus) род плодовых косточковых растений семейства розоцветных. Деревья или кустарники высотой 3—12 м. Листья простые, очередные, округлые, эллиптические или ланцетные. Цветки одиночные или по 2—5 в соцветии, белые или розоватые. Большая советская энциклопедия
- слива — сли́ва укр. сли́ва, блр. слíва, сербск.-цслав. слива, болг. сли́ва, сербохорв. сли̏ва, шљи̏ва, словен. slívа – то же, slȋv "цвета сливы, голубоватый", чеш. slívа "слива (дерево и плод)", слвц. sliva, польск. śliwa, в.-луж. slowka, н.-луж. sliwa, полаб. Этимологический словарь Макса Фасмера
- слива — Общеслав. Название дереву дано, вероятно, по синему цвету плодов (ср. родств. лат. liveo «синею», livor «синий цвет»). Этимологический словарь Шанского
- СЛИВА — СЛИВА — род деревьев и кустарников семейства розоцветных, плодовая культура. Ок. 30 видов. Культурные сорта относятся к сливе обыкновенной, китайской и др. Выращивают во многих странах Северного полушария. Большой энциклопедический словарь
- слива — СЛИВА, -ы, ж. 1. Нос (часто красный, большой). 2. Щипок за нос. 3. Синяк. Выписать сливу. Толковый словарь русского арго
- слива — Сли́в/а. Морфемно-орфографический словарь
- слива — -ы, ж. 1. Плодовое дерево или кустарник сем. розоцветных. Из-за забора видны были, точно белые облака, цветущие вишни, яблони и сливы. Л. Толстой, Воскресение. 2. Плод этого дерева, кустарника лилового, желтого и др. цвета с крупной косточкой. Малый академический словарь
- слива — Слива, сливы, сливы, слив, сливе, сливам, сливу, сливы, сливой, сливою, сливами, сливе, сливах Грамматический словарь Зализняка
- слива — СЛ’ИВА, сливы, ·жен. 1. Плодовое дерево из ·сем. розовых со съедобными плодами, имеющими большую косточку. 2. только ед., собир. Плоды этого дерева. Варенье из сливы. Варить сливу. 3. Одна штука этих плодов. Съесть сливу. Купил несколько слив. Толковый словарь Ушакова
- слива — СЛИВА (Primus), род деревьев или кустарников сем. розовых, плодовая культура. Ок. 30 видов, в умеренном поясе Европы, Азии и Сев. Америки; в СССР — 3 — 5 видов. Наиб. распространена С. домашняя (P. domestica). Сельскохозяйственный словарь
- слива — (Prunus), род деревьев и кустарников сем. розовых. Ок. 30 (при широкой трактовке рода св. 300) видов, в умеренном поясе Европы, Азии и Сев. Америки. В СССР 3—5 видов. Ряд видов — плодовые культуры, живут 20—50 лет. Осн. вид — С. домашняя (P. Биологический энциклопедический словарь
- слива — сущ., кол-во синонимов: 17 дерево 618 золотожелть 2 кустарник 357 лавролистная слива 1 малоазийская слива 1 мирабель 2 нос 57 пердригон 1 прюнель 2 растение 4422 ренклод 1 розоцветный 17 синяк 31 сливка 2 фрукт 66 цветок 239 чернослив 4 Словарь синонимов русского языка
- слива — орф. слива, -ы Орфографический словарь Лопатина
- слива — Род деревьев и кустарников сем. розоцветных. Включает ок. 30 видов, дико произрастающих в умеренном поясе Евразии и в Северной Америке. В России 4—5 видов. В культуре наиболее распространена слива домашняя. Биология. Современная энциклопедия
- слива — слива ж. 1. Плодовое дерево или кустарник семейства розовых. 2. Плод такого дерева или кустарника. 3. Древесина такого дерева. Толковый словарь Ефремовой
- слива — СЛИВА ж. сливное дерево, сливина, Prunus domestica. || Слива и сливина, сливовый плод. Слива каменная или сибирская, деревцо, близкое к роду персиков, Prunus sibirica, в Даурии. Сливный вкус, цвет. Сливка, сливочка, умалит. Сливяной вкус, сливный. Толковый словарь Даля