Существительное и глагол


80 примеров словосочетаний "глагол+существительное"

Приведем при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний «глагол+существительное», в кото­рых гла­гол управ­ля­ет падеж­ны­ми фор­ма­ми суще­стви­тель­ных как с пред­ло­гом, так и без него. В таких соче­та­ни­ях суще­ству­ет син­так­си­че­ская связь управ­ле­ния. Также гла­гол может управ­лять нескло­ня­е­мы­ми суще­стви­тель­ны­ми.

Рассмотрим сло­во­со­че­та­ния с гла­го­лом в каче­стве глав­но­го сло­ва, кото­рый управ­ля­ет суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме кос­вен­ных паде­жей с пред­ло­гом и без него, начи­ная с роди­тель­но­го и закан­чи­вая пред­лож­ным паде­жом.  Форма пред­лож­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го упо­треб­ля­ет­ся толь­ко с пред­ло­га­ми.

Обратим вни­ма­ние на такой нюанс, что пере­ход­ные гла­го­лы управ­ля­ют суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме роди­тель­но­го и вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га. Остальные гла­го­лы, кото­рые управ­ля­ют суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме кос­вен­ных паде­жей с пред­ло­га­ми и без них, явля­ют­ся непе­ре­ход­ны­ми. Приведем при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний:

Глагол+существительное в косвенном падеже

Родительный падеж

  • выпить чаю, купить кол­ба­сы, собрать гри­бов;
  • оста­но­вить­ся у дома, снять с кры­ши, прой­ти мимо озе­ра, ходить вокруг ста­ди­о­на, вымок­нуть из-за лив­ня, при­е­хать после ужи­на, раз­го­ва­ри­вать в тече­ние часа, встре­чать­ся близ вок­за­ла, очу­тить­ся вне зала, остать­ся без помо­щи, прой­ти мимо зда­ния, ехать впе­ре­ди колон­ны, поса­дить меж­ду рядов, побе­леть от зло­сти, смот­реть ради удо­воль­ствия.

Дательный падеж

  • помочь мате­ри, радо­вать­ся солн­цу, пере­дать бра­ту, пода­рить дру­гу;
  • обра­тить­ся к сосе­ду, вер­нуть­ся к вече­ру, идти по тро­пин­ке, ску­чать по сыну, посту­пить соглас­но пра­ви­лам, бежать навстре­чу волне, достичь бла­го­да­ря сове­ту, уехать напе­ре­кор воле (роди­те­лей), посту­пить вопре­ки согла­ше­нию.

Винительный падеж

  • любить ребен­ка, уго­стить дру­зей, при­вет­ство­вать сосе­дей, напол­нить кор­зи­ну, отне­сти сум­ку, пой­мать оку­ня;
  • лезть на чер­дак, при­лечь на спи­ну, сесть на лавоч­ку, пры­гать через план­ку,  вер­нуть­ся спу­стя год, рас­ска­зать про соба­ку, зай­ти за дом, загля­нуть под стол, поло­жить в ящик, вырас­ти по пояс.

Творительный падеж

  • накор­мить супом, уго­стить ква­сом, напо­ить соком, уго­стить пиро­гом, скла­ды­вать кон­вер­том, петь дис­кан­том, падать кап­ля­ми, рисо­вать крас­ка­ми;
  • прой­ти меж­ду ряда­ми, парить над полем, оста­но­вить­ся перед клу­бом, поса­дить за веран­дой, при­е­хать с дру­гом, пой­ти за про­дук­та­ми, встре­тить­ся перед отъ­ез­дом.

Предложный падеж

  • оста­вить на сто­ле, ска­кать на лоша­ди,  про­гу­ли­вать­ся в пар­ке,  соби­рать в лесу, пла­вать в бас­сейне, напи­сать о дру­ге, спеть об осе­ни.

Приведем при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний, в кото­рых гла­гол управ­ля­ет нескло­ня­е­мы­ми суще­стви­тель­ны­ми:

  • спу­стить­ся в мет­ро, закрыть жалю­зи, уго­стить дра­же, налить кофе, надеть паль­то, любо­вать­ся пла­то;
  • насла­ждать­ся безе, вый­ти в боа, встре­тить­ся в кафе, поехать на так­си, зай­ти в горо­но, обсу­дить с зав­ка­фед­рой.
Скачать ста­тью: PDF

Отглагольное существительное — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 декабря 2019; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 декабря 2019; проверки требуют 2 правки.

Отглаго́льное существи́тельное (также девербати́в) в ряде флективных языков, включая русский, — имя существительное, образованное непосредственно от глагола. Примеры: хождение (от ходить), поедание (от поедать).

По многим семантическим и синтаксическим свойствам отглагольное существительное близко к герундию (хотя считается, что, скажем, в русском языке герундия нет).

От одной глагольной основы возможно образование двух видов отглагольных имён существительных: девербатива имени действия — лат. nomen actionis (сев, преобразование, спасение) и имени действующего лица или отправителя действия — лат. nomen agentis (сеятель, преобразователь, спасатель ).

В немецком языке существуют два вида отглагольных существительных: субстантивированный инфинитив, или «имя процесса» (примеры: sein — das Sein, schwimmen — das Schwimmen и др.) и «имя результата» на -ung. От большинства глаголов могут образовываться как первая, так и вторая форма; от «статических» по смыслу глаголов обычно образуется только первая, от «динамических» могут образовываться обе формы (первая имеет более абстрактный смысл).

Применительно к арабскому языку отглагольное существительное традиционно именуется «ма́сдар» (араб. مصدر‎). Он является источником словообразования согласно мнению учёных басрийской школы морфологии. Аргументируют они это тем, что он указывает лишь на определённое понятие или состояние. Он проще и элементарнее глагола, который отягощён связью со временем и лицом деятеля. Например: شُكْرٌ غُفْرَانٌ «благодарность» — «ШуКРун» (понятие не связано ни со временем, ни с деятелем), «прощение» — ГуФРаанун (тоже нет даже намёка на ответ к вопросам: «когда?» и «кто?»)

  • Teun Hoekstra, Arguments and Structure: Studies on the Architecture of the Sentence, Walter de Gruyter, 2004, p. 268.

Составь и запиши словосочетания глагол плюс существительное с предлогом укажи падеж существительных

Существительное и глагол. Падежи существительных и предлоги при них

Глагол и существительное - части речи в русском языке.

Глагол обозначает действие предмета, а существительное - предмет.

Глагол отвечает на вопросы: что делать? что сделать?, а существительное - кто? что?

Вспомним падежи и вопросы на которые они отвечают. Их шесть:

  • именительный (кто? что?) не употребляется с предлогом;
  • родительный (кого? чего?) может употребляться с предлогами: от, до, из, без, около и др.;
  • дательный (кому? чему?) может употребляться с предлогами: к, по;
  • винительный (кто? что?) может употребляться с предлогами: в, во, на, за и др.;
  • творительный (кем? чем?) может употребляться с предлогами: с, за, под, над и др.;
  • предложный (о ком? о чём?)может употребляться с предлогами: о, об, в, на, при.

Следует помнить, что правильно заданный вопрос поможет определить падеж наиболее точно и не ошибиться. Словосочетание не должно быть набором бессвязных слов. Глаголы и существительные изменяются по смыслу словосочетания, так как словосочетание - это два или более слов связанные по смыслу, не являющиеся основой предложения.

Составление словосочетаний существительное с предлогом + глагол. Определение падежа существительных

Составим словосочетания и определим их падеж:

  • поехать (к кому?) к бабушке - дательный падеж;
  • гулять (около чего?) около дома - родительный падеж;
  • пролетать (над чем?) над городом - творительный падеж;
  • вспоминать (о ком?) о друзьях - предложный падеж;
  • размышлять (над чем?) над существованием - творительный падеж;
  • задыхаться (без чего?) без воздуха - родительный падеж;
  • идти (по чему?) по шпалам - дательный падеж;
  • мечтать (о чём?) о будущем - предложный падеж;
  • повиноваться (по чему?) по приказу - дательный падеж;
  • закричать (в чём?) в лесу - винительный падеж;
  • вернуться (за чем?) за ключами - творительный падеж;
  • действовать (по чему?) по инструкции - дательный падеж;
  • объезжать (вокруг чего?) вокруг дома - родительный падеж;
  • посидеть (у чего?) у окна - родительный падеж;
  • поиграть (с кем?) с сестричкой - творительный падеж.

Составьте словосочетания прилагательных и глаголов с заключенными в скобки существительными. 1) Единый, один (момент,

Словосочетания в русском языке

Словосочетание ― это два слова: главное и зависимое. От главного слова к зависимому можно поставить вопрос. Например: настоящий <― (какой?) друг, повысить (что?) ―> интерес.

Словосочетания могут включать в себя:

  • существительное и прилагательное;
  • два существительных, разделенные предлогом;
  • глагол и существительное;
  • глагол и наречие.

В первом  случае словосочетание обозначает признак предмета. Долгий <― (какой?) путь, подлинный <―  (какой?) документ.

Во втором ―  предмет. Каша (из чего?) ―> из овса, мысли (о чем?) ―> о доме.

В третьем случае словосочетание обозначает действие и предмет, связанный с ним. Доказать (что?) ―> теорему, выполнить (что?) ―> работу.

В последнем случае словосочетание обозначает действие и его признак. Петь (как?) ―> тихо, бежать (как?) ―> быстро.

Сочетание слов описывает предмет, признак или действие четче, подробнее, чем одно слово. Следует помнить, что пара ― подлежащее и сказуемое, не является словосочетанием.

Составить словосочетания из предложенных слов

Предложенные в упражнении слова интересны тем, что для каждого главного слова подходит только одно зависимое. Например, принято говорить: обосновать теорию, доказать теорему. Если объединить в словосочетание слова в другой последовательности (доказать теорию, обосновать теорему), получим лексическую ошибку. Лексические ошибки чаще всего связаны с незнанием точного значения слова. А иногда они возникают из-за смешивания значения синонимов и слов, близких по значению.

Много читая, общаясь с грамотными людьми, вы быстро научитесь правильно строить словосочетания. И неверные высказывания будут просто «резать слух».

  1. Единый миг, один момент.
  2. Долгие сборы, продолжительный период, длинный путь, длительное воздействие, долговременный кредит.
  3. Истинный друг, настоящий человек, подлинный документ, заправский охотник.
  4. Исправить ошибки, устранить недостатки.
  5. Обнаружить закономерность, открыть закон.
  6. Обосновать теорию, доказать теорему.
  7. Осуществить программу, выполнить работу.
  8. Повысить интерес, усилить внимание.


Смотрите также